В текущем выпуске нашего подкаста я беседую с Сюзанной Гетц, консультантом по электронной мобильности компании Transport & Environment (T&E) в Германии. Организация со штаб-квартирой в Брюсселе выступает за декарбонизацию транспорта по всей Европе. Я говорил с Сюзанной о теме, которая сейчас много обсуждается в Германии: социальный лизинг — программа, которая призвана дать людям с низким и средним достатком доступ к электромобилю.
Сюзанна объясняет: «Социальный лизинг означает, что вы получаете электромобиль по сниженной ежемесячной ставке. Это сделано специально для поддержки тех, кто не может позволить себе электромобиль без субсидий». В отличие от предыдущих бонусов за покупки, финансирование будет иметь более целенаправленный эффект. Согласно опросам, семьи с годовым доходом менее 40 000 евро, скорее всего, выиграют от ТиО. При этом федеральное правительство будет основываться на французской модели, которая вызвала 90 000 заявок в течение шести недель, но с соответствующими поправками для Германии.
Во Франции срок аренды обычно ограничивался тремя годами. T&E, с другой стороны, предполагает шесть лет. По словам Сюзанны, это принесет несколько преимуществ: более низкую ликвидационную стоимость, больше шансов получить автомобиль и продлить его использование, что также пойдет на пользу климату. Он также требует условия утилизации, чтобы старые двигатели внутреннего сгорания заменялись и не финансировались вторые автомобили. «Мы знаем, что семьи с низкими доходами ездят особенно на старых машинах – именно с этого нам и нужно начинать».
Важным моментом является бюрократия. Несмотря на то, что в Германии зачастую приходится долго ждать финансирования, T&E видит возможные решения. Программой может управлять BAFA, а лизинговые компании могут проверять заявки и напрямую подавать заявки на получение средств. Это позволит избежать двойной проверки заявок и неправильного распределения финансирования.
Когда дело доходит до денег, здесь необходим прагматизм: во Франции государственное финансирование составляло до 7000 евро на автомобиль. T&E считает, что более низкие суммы реалистичны в Германии, особенно на более длительные сроки. В то же время финансирование должно быть социально распределенным: те, кто зарабатывает меньше, должны получать больше пользы. Но для нее также важен аспект промышленной политики: «Если государство предоставляет финансирование, деньги должны поступать в европейскую добавленную стоимость. Поэтому автомобили, произведенные в ЕС, должны иметь право на финансирование».
Еще одним предметом разговора было будущее мобильности и рост цен на CO₂. Сюзанна подчеркивает, что домохозяйства с низкими доходами особенно необходимо заранее информировать о росте цен на топливо. Это единственный способ вызвать признание и облегчить людям переход. «Мы должны помочь людям, прежде чем они попадут в ловушку ископаемого топлива. Электронная мобильность больше не является второстепенной проблемой».
Что касается вопроса реализации, она сохраняет оптимизм. Если федеральное правительство профинансирует социальный лизинг за счет существующих фондов ЕС, программа может начаться уже в 2026 году. Однако в долгосрочной перспективе потребуется нечто большее, чем просто этот инструмент: налоговые реформы, сокращение преимуществ для двигателей внутреннего сгорания и инвестиции в альтернативные формы мобильности. «Социальный лизинг сам по себе не приведет к переменам, но он может стать важнейшим строительным блоком», — заключает Сюзанна. Но хватит предисловия – послушаем наш разговор о социальном лизинге, его возможностях и ограничениях.
Вы можете присылать мне по электронной почте вопросы об электронной мобильности, которые волнуют вас в повседневной жизни. Ответ на этот вопрос также может быть интересен другим слушателям подкаста. Как всегда: я конечно рад критике, комментариям и т.п. Так что смело обращайтесь, включая любые предложения по темам. И, конечно же, я буду очень рад положительному отзыву от выбранного вами провайдера подкастов! Спасибо.


