Не в планах: Счетная палата раскритиковала водородную стратегию - Карта электрозаправок

Не в планах: Счетная палата раскритиковала водородную стратегию

0
(0)


Федеральное контрольно-ревизионное управление изучило прогресс и проблемы в создании водородной экономики в Германии. Для федерального правительства водород играет ключевую роль в энергетическом переходе: Германия должна стать климатически нейтральной к 2045 году и в то же время оставаться жизнеспособной промышленной страной. Климатически нейтральный (зеленый) водород предназначен для замены ископаемого топлива там, где электричество из возобновляемых источников энергии не может использоваться напрямую. Кроме того, газовые электростанции, работающие на водороде, должны способствовать надежному электроснабжению.

Федеральное правительство уже предоставило более 7 миллиардов евро, в основном в виде субсидий, в 2024 и 2025 годах. До конца десятилетия существуют предварительные обязательства на миллиарды долларов. Кроме того, это финансово обеспечивает развитие сетевой инфраструктуры. Несмотря на эти финансовые обязательства, федеральное правительство еще не достигло целей водородной стратегии.

Наращивание водородной экономики идет не по плану

В ходе проверки Федеральное контрольно-ревизионное управление обнаружило, что спрос и предложение на зеленый водород в Германии пока не развиваются так, как планировалось: достаточные поставки водорода должны быть обеспечены за счет внутреннего производства и, по крайней мере, половины за счет импорта. Однако федеральное правительство не достигнет своих целей по производству экологически чистого водорода на внутреннем рынке к 2030 году. Ожидаемый спрос также не будет покрыт за счет импорта.

При этом спрос развивается медленнее, чем ожидалось. Субсидии федерального правительства на промышленное использование водорода не привели к ожидаемому спросу, особенно со стороны сталелитейной промышленности. Также отсутствует значительный стимул стимулирования спроса, поскольку газовые электростанции не обязательно должны быть переведены на водород, в отличие от того, что планировалось предыдущим правительством в прошлом.

По данным Федерального контрольно-ревизионного управления, план расширения базовой водородной сети еще не учел эти разработки. Учитывая фактическое развитие спроса и предложения, развитие базовой водородной сети планируется слишком амбициозно.

Недорогое лечение не гарантировано, финансовые риски из-за долгосрочного финансирования

Зеленый водород по-прежнему значительно дороже, чем ископаемое топливо, такое как природный газ. Поскольку можно предвидеть, что его невозможно производить или импортировать по конкурентоспособным ценам, как показал аудит, долгосрочная государственная поддержка предсказуема. Чтобы компенсировать разницу в цене между водородом и природным газом, только импорт может стоить федеральному бюджету от 3 до 25 миллиардов евро в 2030 году.

Развитие опорной водородной сети также влечет за собой значительные риски для федерального бюджета. На этапе наращивания мощности операторы опорной сети получают часть своих сетевых расходов из кредита, поддерживаемого государством, а не от пользователей сети. Кредит должен быть погашен позже за счет сверхдоходов от сетевых комиссий. Однако для этого необходимо, чтобы к сети подключалось достаточное количество пользователей. Если водородная экономика не сможет набрать обороты, механизм финансирования может создать дополнительное бремя для федерального бюджета, выражающееся двузначными миллиардами.

Климатическая нейтральность и экологическая совместимость находятся под угрозой

Зеленый водород в принципе имеет потенциал для производства и использования климатически нейтральным образом. По данным Федерального аудиторского управления, неясно, произойдет ли желаемое положительное воздействие на климат. Могут возникнуть значительные выбросы при добыче, особенно при импорте зеленого водорода. Однако федеральное правительство хочет покрыть как минимум половину потребности в водороде за счет импорта. Кроме того, федеральное правительство пошло на уступки в отношении требований устойчивости в международных тендерах, чтобы получить достаточное количество предложений. Это также создает риски для экологической безопасности водородной экономики.

«Несмотря на миллиарды субсидий, федеральное правительство не может достичь своих амбициозных целей по развитию водородной экономики. Спрос и предложение остаются значительно ниже ожиданий. Это ставит под угрозу достижение климатической нейтральности к 2045 году и будущую жизнеспособность Германии как промышленного региона. И пока не предвидится, что водород станет конкурентоспособным по цене, долгосрочное государственное финансирование угрожает оказать дальнейшее давление на федеральные финансы, которые уже вышли из-под контроля», — прокомментировал президент Федерального аудита. Ведомство Кей Шеллер по случаю публикации специального отчета о реализации федеральной водородной стратегии. «Пришло время проверить реальность».

Федеральное министерство экономики и энергетики признало, что оно должно действовать. Однако он не считает запланированные им меры достаточными для того, чтобы водород в обозримом будущем стал конкурентоспособным источником энергии.

Поэтому Федеральное контрольно-ревизионное управление рекомендует Федеральному правительству

  • подвергнуть водородную стратегию и ее реализацию на сегодняшний день проверке реальности и провести переоценку того, сможет ли и когда зеленый водород быть доступен в достаточных количествах, по конкурентоспособной цене, климатически нейтральным и устойчивым образом, без постоянных субсидий,
  • В этом обзоре успехов мы исследуем, какой вклад водородная экономика может внести в общий энергетический переход.
  • пересмотреть водородную стратегию, чтобы предложение, спрос и инфраструктура формировались максимально синхронно и экономично
  • После переоценки, если необходимо, заблаговременно разработайте план Б, чтобы достичь климатической нейтральности к 2045 году даже без постоянного субсидирования водородной экономики.

Федеральное контрольно-ревизионное управление пришло к выводу, что рост водородной экономики идет не по плану. Юридическая цель поставок водорода, который был бы максимально безопасным, экономически эффективным, экологически чистым и нейтральным для климата, еще далека. «Федеральное правительство должно действовать сейчас и фундаментально пересмотреть свою водородную стратегию. Это единственный способ достичь климатической нейтральности к 2045 году, обеспечить будущую жизнеспособность Германии как промышленного региона и защитить и без того перегруженный федеральный бюджет от дальнейшего бремени», — резюмирует Шеллер.

Источник: Федеральное контрольно-ревизионное управление – пресс-релиз от 28 октября 2025 г.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх