В Европе постоянно установленные аккумуляторные батареи являются стандартом для электромобилей. Однако существует альтернативная концепция со сменными батареями, которая уже широко распространена, особенно в Китае, и предлагает некоторые преимущества. Большинство граждан Германии (63 процента) также считают съемные батареи лучше или гораздо более подходящими, чем постоянно установленные батареи. Только каждый пятый (19 процентов) считает, что технология хуже или намного хуже. 18 процентов ответили «не знаю». Таков результат репрезентативного опроса Ipsos, проведенного по заказу Ассоциации TÜV среди 2500 человек в возрасте от 16 лет и старше.
«Съемные аккумуляторы в электромобилях можно заменить всего за несколько минут. Это означает, что длительное время загрузки больше не будет проблемой.«, — говорит Робин Залверт, консультант по устойчивой мобильности Ассоциации TÜV. «Это еще одна технология в гонке инноваций среди производителей электромобилей. Пока неясно, будет ли принята концепция сменных аккумуляторов.».
Системы замены аккумуляторов особенно распространены в Китае. Один только китайский производитель электромобилей Nio уже установил там около 2200 заправочных станций и в настоящее время также управляет 14 станциями в Германии. Кроме того, такие поставщики, как Aulton Dianba, производитель автомобилей BYD и производитель аккумуляторов CATL, активно работают в Китае и имеют собственные сменные станции. В Европе Stellantis Group сотрудничает с американским поставщиком Ample, чтобы помочь технологии добиться прорыва и здесь.
«Системы замены батарей уже прошли тщательные испытания.— говорит Залверт. Однако основные производители автомобилей в Европе и США до сих пор в основном полагались на стационарные системы хранения электроэнергии. Изменение систем может быть особенно интересно для операторов крупных автопарков, поскольку оно позволяет сократить время простоя электромобилей. Федеральное министерство экономики поддержало исследовательский проект eHaul, который в настоящее время продолжается как дочернее предприятие и направлен на разработку и реализацию концепции замены аккумуляторов для транспорта на дальние расстояния 40-тонными электрическими грузовиками и энергетическими услугами в электросеть.
Аккумуляторы можно заряжать аккуратно
Помимо скорости замены аккумулятора по сравнению с обычной зарядкой, модель предлагает и другие преимущества. «Большим преимуществом сменной модели является то, что аккумуляторы можно заряжать очень бережно на станциях с низким напряжением.— говорит Залверт. «Это оказывает сильное влияние на состояние батареи и увеличивает срок ее службы.«Кроме того, при каждой замене аккумулятора проводится углубленный анализ состояния аккумулятора. Это повышает безопасность аккумуляторной системы автомобиля для клиентов.
Но изменение систем также дает экономические преимущества. Поскольку аккумулятор не является неотъемлемой частью автомобиля, владельцы покупают автомобили без аккумулятора, что обычно снижает цену покупки на 20 процентов. Батареи обычно предлагаются в лизинг.
Состояние аккумулятора, самого дорогого компонента электромобиля, играет решающую роль на рынке подержанных автомобилей. «Стоимость электромобилей при перепродаже часто измеряется по оставшемуся состоянию аккумулятора, также известному как состояние здоровья или SoH. Потребители выигрывают от разделения аккумулятора и автомобиля на вторичном рынке, поскольку подержанный автомобиль без аккумулятора гораздо легче оценить.«, — объясняет Залверт.
Ассоциация TÜV призывает к укреплению рынка подержанных электромобилей. Это требует единых стандартов для определения состояния аккумуляторов. «На сегодняшний день не существует единых стандартов оценки состояния здоровья.— говорит Залверт. Тема здоровья аккумуляторов находится в центре внимания текущего отчета TÜV 2025, в котором впервые представлены десять электромобилей. «Рынок подержанных электромобилей набирает обороты— говорит Залверт. «Оценка состояния аккумуляторов и альтернативные концепции, такие как сменные аккумуляторные системы, могут еще больше стимулировать рынок новых и подержанных электромобилей.«
Необходимы единые нормы и стандарты
Самым большим препятствием на пути к изменению систем являются единые нормы и стандарты. «До сих пор не существует стандартизированных сменных аккумуляторных систем среди производителей. Это позволит значительно сократить затраты на создание комплексной инфраструктуры.— говорит Залверт. Поставщики также рекламируют, что новейшие аккумуляторные технологии всегда доступны для замены в сменных системах. Это, вероятно, приведет к большей безопасности, производительности и дальности действия.
Однако с точки зрения экологичности при замене аккумуляторов также следует проявлять осторожность, чтобы обеспечить соблюдение требований к минимальному сроку службы, ожидаемых в соответствии со стандартом выбросов Евро-7. Даже при использовании сменных аккумуляторов с самого начала необходимо учитывать возможность повторного использования аккумулятора в другой области применения. Операторы бизнес-моделей, выходящих за рамки использования аккумулятора в автомобиле, также подчеркивают преимущества съемных аккумуляторов. Это облегчает их передачу на вторичное использование и упрощает переработку в конце срока службы.
В настоящее время неясно, будут ли системы замены аккумуляторов внедрены за пределами Китая. «Ассортимент электромобилей увеличивается, а зарядная инфраструктура постоянно расширяется.— говорит Залверт. «В зависимости от аккумулятора и производителя зарядка аккумуляторов от 10 до 80 процентов часто возможна менее чем за 30 минут.«К этому следует добавить концепцию твердотельной батареи, которая обещает более высокую плотность энергии, большую дальность действия и более короткое время зарядки.
Источник: Ассоциация TÜV – пресс-релиз от 3 декабря 2024 г.