Юрген Штакманн – один из самых известных автомобильных менеджеров Германии. Помимо прочего, он входил в совет директоров производителей VW, Seat, Skoda и Ford. С 2021 года он возглавляет Лабораторию мобильности будущего Института мобильности Университета Санкт-Галлена, а также входит в состав нескольких наблюдательных советов. В интервью журналу Manager Magazin отраслевой эксперт объяснил, чем может повлечь за собой трансформация автомобильной отрасли для компаний и конечных потребителей.
Немецкая автомобильная промышленность «достигла «самой жирной» точки своего развития на сегодняшний день», — объясняет Штакманн в начале интервью. Немецкие производители имеют за плечами несколько успешных десятилетий и создали «крупные структуры и заводские мощности в Германии», которые сейчас мутируют в тормоз трансформации. По словам эксперта, Volkswagen «за последние 20 лет появился как торт благодаря своему огромному мировому успеху», от которого «большую выгоду получили целые регионы и города». Однако эта фаза роста уже позади, и бизнес-модель необходимо «скорректировать и перестроить». «Многое» необходимо сократить, «прежде чем ситуация снова сможет пойти вверх», — говорит Штакманн. «Не стоит игнорировать это развитие».
Ситуация усугубляется значительно более строгими ограничениями ЕС на выбросы CO2 с начала 2025 года, которых производители должны придерживаться, если хотят избежать штрафов. «2025 год будет совсем не веселым автомобильным годом для всех участников», — говорит Штакманн. Производители могут достичь своей цели по выбросам CO2, особенно в отношении электромобилей, поэтому он ожидает «год скидок на электромобили». Запрашиваемые цены на электромобили «уже упали на 10–15 процентов в 2024 году по сравнению с 2023 годом», — говорит бывший топ-менеджер и ожидает дальнейшего снижения цен на электромобили «еще на 5–10 процентов». И наоборот, он подозревает, что «цены на модели двигателей внутреннего сгорания в течение года даже вырастут, чтобы поддержать общую прибыльность».
«Нет необходимости» ставить под сомнение фактическое прекращение использования двигателей внутреннего сгорания в ЕС, когда новым автопаркам автопроизводителей больше не будет разрешено выбрасывать CO2. Тем более, что производители «массово инвестируют в новые технологии и электрифицированную продукцию». Однако политикам не следует игнорировать то, «когда VW угрожает закрыть заводы, а поставщики сокращают тысячи рабочих мест». «Берлин и Брюссель должны здесь отреагировать», — говорит Штакманн.
«Такие автомобили не появляются в первый день»
Например, в качестве краткосрочной помощи он предлагает приостановить штрафы в 2025 году. В долгосрочной перспективе ЕС должен добиться успеха электромобильности, «обеспечив более низкие затраты на использование» и ускорив развитие инфраструктуры зарядки. Но у производителей также есть обязанности, говорит Штакманн и указывает на рост числа дешевых моделей европейских автопроизводителей стоимостью менее 25 000 евро с дальнейшей тенденцией к ценам ниже 20 000 евро. Это «обычный эффект масштабирования, который требует времени, особенно при использовании новых технологий», — говорит он. «Такие автомобили появляются не в первый день, а в конце первого электрического поколения».
Но фундаментальный структурный дисбаланс сохраняется, говорит Штакманн в интервью: «Теперь мы переживем несколько лет исторически низкой рентабельности среди наших европейских автопроизводителей», — говорит он, что также связано с тем, что немецких производителей автомобилей уже не так много. производители автомобилей в Китае Продают автомобили, как это было когда-то: «Игра окончена», — говорит Стакманн. Для роста производители должны искать новые рынки, такие как Индия, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион и США.
Однако верно то, что немецкие автопроизводители «перепозиционируют себя в Китае, и все это поняли». Сотрудничество, подобное тому, о котором Volkswagen договорился с SAIC, XPeng или Horizon Robotics, «совершенно правильное». Вы «больше не можете разрабатывать крупносерийные автомобили из Германии для Китая, вам придется работать в Китае для Китая». То же самое «вероятно, скоро также применимо и к США», если Дональд Трамп увеличит таможенные барьеры, как было объявлено. Стакманн считает, что более высокие тарифы ЕС на импорт электромобилей из Китая — «не очень хорошая идея». Китай обязательно отреагирует, если тарифы проявятся здесь». И тогда «пострадает в первую очередь немецкий автопром, особенно производители премиум-класса».
Источник: Manager Magazin – «Автопром Германии достиг самой жирной точки»
