Десять лет назад Volkswagen хотел показать, что технически возможно, если радикально переосмыслить эффективность. Результатом стал VW XL1: подключаемый гибрид из карбона, легкий, футуристический и бескомпромиссно экономичный. Всего было построено 169 экземпляров заказчика, каждый из которых представлял собой прокатный эксперимент на «однолитровом автомобиле».
На E4Testival в Хоккенхаймринге Беатрис Болиг и Хеннинг Крог из редакции BeHonest вспоминали, сколько новаторского духа заложено в этом неприметном малосерийном автомобиле – и делали это из первых рук: они оба владеют VW XL1 и регулярно ездят на нем в повседневной жизни. Для них маленький автомобиль (максимальная мощность в форсированном режиме: 51 кВт / 70 л.с.) — это нечто большее, чем просто техническая диковинка: он представляет собой время, когда инженеры еще смело экспериментировали. «Эта машина всегда очаровывает меня», — сказал Болиг. «Проблема с точки зрения материалов, дизайна и технологий была огромной. И когда вы видите это сегодня, оно по-прежнему выглядит вечным».

Идея этого принадлежит Фердинанду Пиеху. В конце 1990-х годов тогдашний руководитель VW призвал к созданию автомобиля, который мог бы проехать 100 километров всего на одном литре топлива — идея, которую Volkswagen в конечном итоге воплотил в жизнь.
XL1 был совсем не обычным. При весе всего 795 килограммов, с панелями кузова из углеродного волокна, дверцами-бабочками и камерами вместо наружных зеркал он был радикально спроектирован с учетом эффективности. Под футуристической оболочкой находился 0,8-литровый двухцилиндровый дизель в сочетании с электродвигателем — один из редких когда-либо построенных дизельных гибридов. «Он проезжает около 50 километров исключительно на электричестве», — объяснил Крог. «Тогда вам придется снова подключить его к бытовой розетке».
Строительство было шедевром – и в то же время сложной задачей. Лишь десять мастерских в Германии сертифицированы для работы с высоковольтными и карбоновыми конструкциями. Запчасти редкие, а ремонт дорогой. «Новое лобовое стекло из специального тонкого стекла стоит около 5000 евро, включая установку», — сказал Крог. «И в идеале его следует заменить непосредственно на заводе VW в Вольфсбурге».

Даже сегодня XL1 — это автомобиль, вызывающий эмоции. Любой, кто путешествует с ним, привлекает внимание. «Люди останавливаются, машут руками, фотографируются», — сказал Болиг. «Многие люди спрашивают, прототип ли это. Вы вряд ли его когда-нибудь увидите». В то же время автомобиль показывает, что экономичность не обязательно должна быть непрактичной: два сиденья, небольшой багажник, простенький кондиционер – достаточно для повседневной жизни, если ограничиться самым необходимым.
Гибрид также впечатляет своей экономичностью в дальних поездках. «Мы проехали из Гамбурга в Мюнхен со средним расходом менее трех литров», — сказал Крог. «Это далеко от знаменитого одного литра, но это впечатляет, учитывая производительность». По трассе XL1 расходовал около 2,5 литров при скорости 130 км/ч — «реально, а не в лабораторных условиях».

Для Болига XL1 остается доказательством того, что Volkswagen когда-то был готов мыслить радикально. «XL1 опередил свое время, а затем эта тема исчезла», — сказала она. «На самом деле он был пионером электронной мобильности». Автомобиль показывает, насколько тесно связаны технологические инновации и социальные изменения. «Вы не можете просто говорить о новых технологиях, вы также должны изменить свое мышление. Людям нужна смелость, чтобы участвовать в новых вещах».
Крог рассматривает XL1 как мост между двумя эпохами: «Он соединяет старый мир двигателей внутреннего сгорания с новым, электрическим». Легкая конструкция, аэродинамика, эффективные комбинации приводов – многие вещи, которые сейчас в электромобилях считаются само собой разумеющимися, здесь реализованы впервые.

Сегодня, спустя более десяти лет после окончания производства, XL1 может дать новый импульс в новом издании. Поэтому, вероятно, не было бы удивительно, если бы люди в Вольфсбурге задумались о современном аналоге, на этот раз чисто электрическом, с возможностями современной аккумуляторной технологии. Официального подтверждения такая идея не получила, но идея очевидна. Носитель новых технологий может показать, какой потенциал таит в себе последовательная легкая конструкция и четкое инженерное видение – если вы осмелитесь переопределить границы.
Болиг бы это приветствовал. «Сегодняшние компании мыслят более устойчиво и действуют более осознанно», — сказала она. «Но политики должны установить четкие руководящие принципы. Государство должно принять решение, компании должны действовать, а домохозяйства должны переосмыслить». Только когда все уровни будут работать вместе, электромобильность сможет полностью раскрыть свой потенциал.
VW XL1 остается больше, чем просто экспериментом прошлых дней. Он представляет собой время, когда будущее не только задумывалось, но и строилось – и возникает вопрос, можно ли снова обрести это мужество сегодня.


