Конфликт вокруг производителя полупроводников Nexperia перерастает в серьезное испытание для европейского автопрома. Из-за геополитического давления, политических интервенций и острых производственных рисков ситуация ухудшается. То, что поначалу казалось внешнеполитическим спором между Китаем, Нидерландами и США, уже давно имело прямые последствия для заводов в Германии.
Согласно внутреннему опросу Ассоциации автомобильной промышленности (VDA), о котором сообщил Manager Magazin, несколько крупных поставщиков и производителей ожидают узких мест уже через несколько дней. Четверо из семи опрошенных поставщиков первого уровня заявили, что они могут производить только три-пять дней, прежде чем детали пропадут. Пять из шести производителей автомобилей также считают, что их цепочки поставок находятся под угрозой. Имена в опросе не упоминаются, но классификация предполагает, что это ведущие компании, такие как Volkswagen, BMW, Mercedes, Bosch или ZF Friedrichshafen.
Запасы чипов Nexperia невелики, а альтернативы вряд ли готовы к использованию. Это угрожает сценарию, который помнят многие: добрых два года назад нехватка чипов и нарушение цепочек поставок привели к простою производственных линий, кратковременной работе и простоям производства. В то время не хватало сложных полупроводников, которые стали дефицитными в результате пандемии. Сейчас речь пойдет о простых компонентах, которые устанавливаются в большом количестве.
Nexperia, базирующаяся в Неймегене, Нидерланды, с 2018 года входит в состав китайской группы Wingtech. В конце сентября голландское правительство взяло под свой контроль компанию под давлением США. Этот шаг был оправдан «рисками для экономической безопасности Европы». Это решение встретило сопротивление в Пекине. Китай ответил ограничениями на экспорт полупроводников производства Wingtech в Гуандуне. По информации отраслевых кругов, может быть затронуто около 80 процентов производимых там чипов.
Спор имеет прямые последствия для цепочки поставок. 10 октября Nexperia сообщила своим клиентам, что поставки полупроводников для автомобильной промышленности «не могут быть полностью гарантированы». Новый временный руководитель Стефан Тилгер предупредил в письме о рисках для качества компонентов, произведенных в Китае. Вы «не можете гарантировать» их надежность.
Поэтому в отрасли наблюдается большая нервозность. «Речь идет о часах или максимум днях, которые остались, чтобы предотвратить крупный ущерб», — цитирует Manager Magazin инсайдера отрасли. Пострадавшие компании призывают к быстрой политической поддержке. Президент VDA Хильдегард Мюллер пояснила, что ассоциация «находится в тесном контакте с федеральным правительством и Комиссией ЕС». Цель состоит в том, чтобы найти «быстрые и прагматичные решения». По данным СМИ, министр экономики Катерина Райхе координирует меры на федеральном уровне.
Значение Nexperia для европейской автомобильной промышленности весьма велико. По данным VDA, от 20 до 30 процентов компонентов так называемых слабосигнальных устройств, которые используются в светодиодных элементах управления или системах подушек безопасности, производятся голландско-китайским производителем. В среднем каждая вторая часть опрошенных поставщиков затронута нынешним кризисом. У производителей эта доля составляет почти 40 процентов.
По информации СМИ, Volkswagen уже готовится к возможным перерывам в производстве в Вольфсбурге и рассматривает возможность сокращенного рабочего времени. Другим компаниям также, возможно, придется замедлить работу своих сборочных линий в ближайшие дни. Без стандартных чипов Nexperia многие поставщики не могут поставлять центральные компоненты, такие как блоки управления, системы кондиционирования или безопасности.
Это событие показывает, насколько уязвимыми остаются глобальные цепочки поставок – даже для, казалось бы, простых компонентов. Гаага и Пекин все еще ведут переговоры о выходе из блокады, но время истекает. На заводах европейских автопроизводителей производственные планы вновь оказались под угрозой.
Источник: Manager Magazin — Автомобильная промышленность ожидает производственных потерь на этой неделе / VDA — Президент VDA Хильдегард Мюллер о Nexperia / Automobilwoche — Отчеты: VW готовится остановить производство из-за кризиса чипов


