Производство и продажа автомобилей во всем мире переживают процесс трансформации, по мнению доктора. Объяснил в интервью Филипп Кампшофф, глава Центра мобильности будущего McKinsey в США. В частности, в Германии производители автомобилей сталкиваются с фундаментальными проблемами, которые влияют как на рыночный спрос, так и на загрузку мощностей. Кампшофф рассказал Elektroauto-News и другим СМИ, присутствовавшим на мероприятии, посвященном выставке CES в Лас-Вегасе.
Избыточные мощности в Европе являются серьезной проблемой
«Мы видим значительный избыток мощностей среди автопроизводителей в Европе»— пояснил Кампшофф. «Если все производства в регионе вывести на максимальный уровень, то есть перевести с двухсменной работы на трехсменную, текущая загрузка мощностей составит лишь около 50 процентов». Это несоответствие все чаще приводит к дискуссиям о закрытии заводов и возможной консолидации отрасли. Глава Центра мобильности будущего McKinsey в США имеет в виду текущую ситуацию в Volkswagen, а также в Honda и Nissan.
Это затрагивает не только производителей автомобилей, но и распространяется на всю цепочку поставок, где также имеются значительные избыточные мощности. Поэтому производители и поставщики сталкиваются с проблемой адаптации структуры своих затрат и в то же время инвестирования в ориентированные на будущее технологии.
В то же время дешевые импортные автомобили из Китая усложняют ситуацию немецким производителям. По словам Кампсхоффа, в июле прошлого года Китай впервые превысил отметку в 50 процентов по регистрации новых электрифицированных транспортных средств, в то время как в Германии рыночная доля подключаемых гибридов и электромобилей значительно ниже. Выход китайских производителей на рынок с моделями по конкурентоспособным ценам оказывает дополнительное давление на авторитетных европейских производителей. Политическая поддержка в Китае, такая как субсидии и снижение импортных пошлин, еще больше усиливает это конкурентное преимущество.
Изменения в использовании транспортных средств вызывают волнения
Помимо изменений на рынке, волнения также вызывает переход от использования транспортных средств к концепциям совместной мобильности. «Если среднее количество автомобилей на семью упадет с двух до 1,8, как мы видим в наших прогнозах, это окажет огромное влияние на объемы производства»— говорит Кампшофф. Эта тенденция может развиваться быстрее, особенно в городских районах, где стоимость парковки высока, а потребность в индивидуальных транспортных средствах снижается. Здесь будут приобретать все большее значение роботакси и каршеринговые услуги, что еще больше сократит клиентскую группу частных автовладельцев. В долгосрочной перспективе эти изменения могут повлиять на всю цепочку создания стоимости в автомобильной промышленности: от производства до продаж и послепродажного обслуживания.
Еще одна тема, затрагивающая автомобильную промышленность, — это растущая роль программного обеспечения в автомобилестроении. По словам Кампшоффа, создание стоимости все больше смещается в сторону программно-определяемых транспортных средств, что означает огромные перемены для традиционных производителей. «Новички на рынке, которые начинают без проблем с наследием, здесь значительно более продуктивны. Им удается разрабатывать программное обеспечение в три раза быстрее и производить меньше ошибок, чем признанным поставщикам».— пояснил он.
Это также относится и к архитектуре транспортных средств: в то время как признанные производители часто работают с устаревшими системами, новые участники рынка полагаются на централизованные и более эффективные архитектуры. Это изменение требует больших инвестиций и культурных изменений внутри организаций.
Проблемы, связанные с новыми технологиями
Интеграция новых технологий, таких как автономное вождение и расширенные возможности подключения, также создает проблемы для отрасли. Хотя эти разработки открывают новые возможности, они требуют значительных ресурсов и тесного сотрудничества с технологическими партнерами. Кампсхофф подчеркнул, что немецким производителям необходимо догонять, особенно в разработке программного обеспечения и скорости инноваций, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Эти проблемы ясно показывают, что немецкая автомобильная промышленность сталкивается с глубокими изменениями, которые требуют не только технологических корректировок, но и стратегических перестроек. Ближайшие годы будут иметь решающее значение для определения того, насколько хорошо производители смогут отреагировать на эту трансформацию.
Источник: Мы получили предысторию для этой статьи на мероприятии CES 2025 в Лас-Вегасе в разговоре с доктором Кейсом. Филипп Кампшофф, глава Центра мобильности будущего McKinsey в США.