«Даже богатые плачут» — это выражение, которое напоминает нам, что даже те, кто живет в комфорте, могут столкнуться с трудными временами. В автомобильной сфере сегодня это касается Porsche. Компания, заработавшая себе репутацию на спортивных автомобилях, процветала за счет расширения производства внедорожников и роскошных седанов. Но времена меняются.
Не заблуждайтесь; Porsche — сильный бренд внутри переживающей трудности Volkswagen Group. За последние 15 лет она успешно вышла в новые сегменты и представила новые модели и двигатели, которые были немыслимы еще несколько десятилетий назад. Благодаря качеству, производительности и хорошему маркетингу, Porsche увеличила свои глобальные продажи почти в три раза в период с 2009 по 2023 год. Другие бренды, такие как Tesla, возможно, росли еще быстрее за более короткий период, но их автомобили не так дороги, как Porsche.
Это выдающееся достижение позволило Porsche уверенно и с относительным успехом осваивать сегмент электромобилей. Porsche Taycan сегодня является одним из самых продаваемых роскошных электромобилей и хорошим примером того, что электрификация не обязательно вредит имиджу бренда спортивных автомобилей. Однако возникают новые проблемы.
Прогнозы снижения спроса на электромобили
В прошлом году Porsche установила новый годовой рекорд продаж — 320 200 единиц по всему миру после 16 лет подряд роста (за исключением пандемии COVID в 2020 году). Однако, похоже, эта полоса подходит к концу. Последние опубликованные данные показывают, что глобальные поставки в период с января по сентябрь составили 226 000 единиц, что почти на 7% меньше, чем за тот же период в 2023 году.
Фото: Motor1.com
Согласно отчету Porsche, основной причиной спада является снижение спроса в Китае, который упал на 29%. Что касается моделей, то у компании есть две явные проблемы. Во-первых, Porsche Taycan переживает резкий спад на рынке, где спрос больше не растет, по крайней мере, в Европе и США.
Taycan также сталкивается с растущей конкуренцией в Китае, крупнейшем в мире рынке электромобилей. Что еще хуже, Taycan был представлен на автосалоне во Франкфурте в 2019 году, а это означает, что устаревшая модель присутствует на рынке уже пять лет.
Дело Макана
Другая, более тревожная тенденция касается Macan. С появлением второго поколения, доступного только в виде электромобиля, бестселлер Porsche пытается превзойти результаты продаж своего предшественника с двигателем внутреннего сгорания. Porsche исключила Macan первого поколения с некоторых ключевых рынков, чтобы сосредоточиться исключительно на новом. Вы больше не увидите ICE Macan на сайтах Porsche в Германии, Франции, Нидерландах, Испании и Австрии.
Фото: Motor1.com
Новый Macan стоит в среднем на 22% дороже, чем предыдущее поколение. Увеличение в основном связано с переходом трансмиссии с внутреннего сгорания на электрическую. Ситуацию усугубляют растущие опасения и негативное отношение к электромобилям в Европе. А новый Macan пока представлен не везде, поэтому смена модели также отрицательно сказывается на продажах.
Фото: Motor1.com
Цены основаны на оценках немецкого рынка.
Короче говоря, цифры показывают, что Porsche больше не растет в основном из-за своих электрических моделей на фоне снижения спроса. Может ли эта негативная тенденция повлиять на другие известные люксовые бренды, стремящиеся к расширению линейки электромобилей?
Автор статьи Фелипе Муньос — специалист автомобильной промышленности компании JATO Dynamics.