Автомобильная промышленность находится в переходном периоде. Не только из-за электропривода. Новые технологии и, прежде всего, программное обеспечение определяют будущее автомобилей. И именно в этих областях Китай значительно догнал. Китайская автомобильная промышленность переживает впечатляющий рост и оказывает все большее давление на авторитетных европейских производителей не только на внутреннем рынке Китая, но теперь и в Европе.
Благодаря более низким ценам и инновационным и абсолютно конкурентоспособным электромобилям китайские производители автомобилей все больше и больше оказываются в центре внимания. Но что это означает для традиционных немецких производителей? Смогут ли они идти в ногу со временем или им грозит проигрыш? Действительно ли китайцы лучшие производители автомобилей?
Это IAA 2005. Landwind представляет первый китайский автомобиль для Европы, и его тут же встречают злобно. Однако крайне низкие цены и простой дизайн, очень напоминающий европейские модели, не объясняют большого интереса СМИ. Но тем более низкие стандарты качества. Первые китайские производители автомобилей, такие как Geely и Brilliance, по-прежнему явно не соответствуют западным стандартам качества и безопасности.
Двери автомобиля на китайских моделях на выставке IAA 2005 остались закрытыми, чтобы скрыть некачественный интерьер. Сам Landwind практически не имел никаких функций безопасности и показал катастрофические результаты в краш-тесте ADAC: автомобиль сильно деформировался при лобовом ударе.
Позиция Китая на рынке электромобилей растет
19 лет назад очень немногие автомобильные эксперты, вероятно, ожидали, насколько быстро ситуация изменится. Сегодня китайский автопром стоит на пороге того, чтобы не только обойти европейских производителей на внутреннем рынке Китая, но и обогнать их на европейском рынке. Прогнозы на 2024 год показывают, что впервые в Европу может быть импортировано больше китайских автомобилей, чем наоборот: хотя в Европу прибудет около 440 000 китайских автомобилей, объем европейского экспорта в Китай оценивается всего в 325 000 автомобилей.
Особенно в области электромобилей китайские производители смогли расширить свою долю рынка благодаря быстро растущему внутреннему рынку. С другой стороны, признанным немецким производителям пришлось осознать, что их высокие цены все больше становятся препятствием.
Ценовое давление на автомобильном рынке Германии растет
Возможно, виноваты сами немецкие автопроизводители? Статистика компании DAT, занимающейся исследованиями автомобильного рынка, показывает, что в последние десятилетия люди просто стали меньше позволить себе новые автомобили. В то время как новый автомобиль 1974 года стоил в среднем всего 4,6 месячной зарплаты, сегодняшним клиентам приходится работать почти десять месяцев, чтобы получить новый автомобиль, а для более дорогих электромобилей — еще больше.
Такое развитие событий обусловлено не только стагнацией доходов, но и высокой рентабельностью производителей. В отчете аудиторско-консалтинговой организации EY показано, что рентабельность крупнейших автомобильных компаний мира достигла рекордного уровня в 2023 году. Общий объем продаж вырос на 14 процентов до 2,05 триллиона евро, а прибыль выросла на 15 процентов до 176 миллиардов евро. Средняя норма прибыли составила 8,6 процента, что значительно выше, чем за пять лет до пандемии короны, когда она составляла в среднем всего 5,5 процента.
Но прогноз на 2024 год уже не выглядит таким радужным. Высокие цены в этой стране привели к сильному нежеланию покупать: количество регистраций в Германии упало в общей сложности на 25 процентов с 2019 года.
Падение продаж в Китае: немецкие автомобили на обочине
Немецкие производители также борются с падением показателей продаж на китайском рынке. VW и другие европейские бренды, которые в течение многих лет получали щедрые прибыли на Дальнем Востоке, сейчас переживают быстрый спад. Китайские покупатели все чаще выбирают отечественные бренды, предлагающие электромобили сопоставимого качества, но по значительно более низким ценам. «Сделано в Германии» больше не является гарантией качества в Китае.
Низкие цены на китайские автомобили обусловлены не только государственными субсидиями или дешевизной производства. Прежде всего, китайцы получают выгоду от огромного преимущества в разработке аккумуляторов, на долю которых приходится до 40 процентов производственных затрат электромобиля.
Немецкие производители пытаются отреагировать на китайский рынок снижением цен, чтобы продолжить продажу своих автомобилей. Это означает, что многие модели в Китае существенно дешевле, чем в Германии. Пример: VW Golf стоит в Китае около 23 000 евро, а в Германии — более 35 000 евро. То же самое касается моделей от BMW и Mercedes. И Tesla также борется с ценами в Китае. Однако такая ценовая политика серьезно влияет на размер прибыли: Mercedes-Benz, например, зафиксировал 39-процентное снижение средней прибыли на автомобиль за последний год.
Имеет ли европейская реакция какое-то значение?
По желанию производителей и ЕС, на внутреннем рынке подобное повториться не должно. В то время как ЕС пытается сдержать китайскую конкуренцию с помощью карательных пошлин, у китайских компаний, таких как BYD, уже есть долгосрочные планы по закреплению в Европе в обход всех санкций.
Например, планируя построить завод в Венгрии, BYD сможет не только избежать карательных пошлин, но и еще больше утвердиться в Европе. Китайцы изначально сосредотачиваются на небольших рынках, не имеющих собственной автомобильной промышленности – стратегия, которая оказалась успешной, поскольку цена играет здесь важную роль.
Инновации: Германия против Китая
Китайские машины однозначно дешевле. Но лучше ли они? По крайней мере, скорость, с которой совершенствуются автомобили с Дальнего Востока, поражает. Согласно ежегодно обновляемому отчету Центра автомобильного менеджмента (CAM), пять китайских производителей сейчас входят в десятку самых инновационных автомобильных компаний мира.
В то время как BMW продолжает удерживать лидирующие позиции, Geely и SAIC отстают от них и набирают очки благодаря инновациям в области электромобильности, систем помощи водителю и концепций управления. Скорость, с которой китайские производители выводят на рынок свои инновации, значительно превышает скорость немецких брендов: количество китайских инноваций за последнее время выросло на 32 процента, тогда как у немецких производителей оно по-прежнему увеличилось на восемь процентов.
Чтобы выдержать китайскую конкуренцию, немецкие производители продолжают вкладывать огромные средства. Volkswagen планирует инвестировать около 120 миллиардов евро в сферу электромобильности к 2028 году, чтобы вывести на рынок более доступные автомобили. Сюда также входят небольшие электромобили ID.1 и ID.2. Начало производства заявлено на 2025 год. Однако в настоящее время мы говорим о 2026 году для ID.2 и 2027 году для ID.1. Тем не менее, загрузка производственных мощностей остается проблемой, поскольку спрос на электромобили продолжает не соответствовать ожиданиям.
Китайцы лучшие производители автомобилей?
Китайская автомобильная промышленность за последние годы добилась значительного прогресса. То, над чем смеялись в IAA в 2005 году, переросло в серьёзную угрозу статусу немецкого автопрома. И даже карательные пошлины не могут помешать китайским производителям продолжать ориентироваться на Европу как на рынок в дополнение к внутреннему рынку. В дополнение к государственной поддержке и экономически эффективному производству, прежде всего, высокий уровень инноваций позволил китайским производителям занять лидирующие позиции в производстве электромобилей, которые европейским конкурентам трудно догнать.
Хотя немецкие производители стараются оставаться конкурентоспособными, им приходится догонять их с точки зрения инноваций и в то же время снижать цены, чтобы вернуть клиентов, которые больше не хотят позволить себе цены на новые автомобили. Здесь не следует решать, являются ли китайцы лучшими производителями автомобилей. Однако ясно то, что в настоящее время они задают темп, который усложняет жизнь немецким производителям.
Источники: Tagesschau — Новые автомобили уже стоят почти десятимесячной зарплаты / Tagesschau — Рыночная власть Китая в области электромобилей растет / Шпигель от 14 сентября 2005 г. — Закрытый день / SZ — Согласно исследованию, китайские производители автомобилей являются самыми инновационными