Получение электроэнергии от автомобильных аккумуляторов может быть финансово выгодным для пользователей электромобилей и в то же время служить энергетическому сектору. Это иллюстрирует анализ аналитического центра Agora Verkehrswende, в котором были рассчитаны возможные доходы от двунаправленной зарядки в 2030 году. Agora Verkehrswende рекомендует сделать использование этой технологии максимально привлекательным, реформировав политическую структуру, чтобы снизить стоимость электромобилей, с одной стороны, и использовать их накопительные мощности для энергетического перехода, с другой.
«Электрические транспортные средства обеспечивают значительную гибкость электроэнергетической системы. Подавая электроэнергию из своей батареи в сеть, они могут компенсировать колебания доступности ветровой и солнечной энергии и повышать стабильность сети. Это позволяет увеличить долю возобновляемых источников энергии в структуре электроэнергии и снизить цены на электроэнергию. В то же время финансовые стимулы могут ускорить рост электромобильности. В лучшем случае затраты на электроэнергию для годового пробега электромобиля могут быть полностью компенсированы — без выбросов и по нулевому тарифу!», — говорит Кристиан. Хохфельд, директор транспортного перехода Агоры.
Согласно анализу, проведенному Институтом Райнера Лемуана по поручению Agora Verkehrswende, продажа электроэнергии в автомобильных аккумуляторах обеспечивает доход в несколько сотен евро на электромобиль в год. Заряжая электромобиль, когда цены на электроэнергию низкие, и подавая его в сеть, когда цены на электроэнергию выше, торговля на рынке электроэнергии, как ожидается, будет приносить доход до 500 евро в год в 2030 году. Если автомобиль также будет заряжаться с помощью собственной фотоэлектрической системы и использоваться в качестве накопительного устройства для дома, доходы могут быть даже значительно выше и достигать 1800 евро. Электрогрузовики даже стоят до 9500 евро в год.
Однако прогнозируемые доходы сильно зависят от цен на электроэнергию и рыночных условий, подчеркивают в аналитическом центре. В частности, федеральному правительству следует сделать подачу электроэнергии в общую электросеть («автомобиль-сеть») более привлекательной с финансовой точки зрения, поскольку это применение также приносит пользу электроэнергетическому сектору. Одним из способов сделать это является заключение соглашений о гибком сетевом подключении (FCA).
Это позволяет сетевым операторам гарантировать, что зарядка и разрядка происходят способом, совместимым с сетью. В свою очередь, они снижают сетевую плату за временно хранимую электроэнергию, что значительно снизит индивидуальные затраты на электроэнергию. Дополнительная информация и укрепление доверия среди пользователей электромобилей также были бы полезны.
Все большее число транспортных средств и настенных коробок теперь требуют реализации двунаправленных приложений. Самым большим техническим препятствием остается прекращение распространения интеллектуальных измерительных систем, так называемых интеллектуальных счетчиков. Аналитический центр также отмечает, что приложения «от автомобиля до дома» сами по себе едва ли приносят какие-либо финансовые преимущества по сравнению с контролируемой зарядкой, поскольку дополнительные затраты на инфраструктуру двунаправленной зарядки часто превышают прибыль.
«Чтобы в полной мере использовать потенциал двунаправленного взимания платы, необходимы реформы в политической системе»
«Для того, чтобы в полной мере использовать потенциал двунаправленной зарядки, необходимы реформы политической структуры», — подчеркивает Фанни Таузандтойфель, менеджер проекта Agora Verkehrswende. «Важно создать эффективный набор правил, который позволит реализовать жизнеспособные бизнес-модели для приложений от транспортных средств к сети. Любой, кто делает гибкость своего электромобиля доступной для электроэнергетической системы, также должен получить от этого финансовую выгоду».
Для анализа были собраны и оценены существующие научные данные и выводы, а также проведены интервью с экспертами. В документе (ссылка на полный PDF-файл) перечислены варианты действий по широкому использованию двунаправленной зарядки, а также расчеты возможных доходов в 2030 году для трех различных случаев: частные электромобили без фотоэлектрической системы, частные автомобили с фотоэлектрической системой и коммерческие грузовики с фотоэлектрической системой.
Источник: Agora Verkehrswende – пресс-релиз от 4 ноября 2025 г.


