В этом выпуске подкаста я поговорил с Яном Борном, техническим директором и соучредителем Circunomics. Стартап из Майнца с 2019 года работает над разумным использованием аккумуляторов на протяжении всего их жизненного цикла — от их первого использования в электромобилях до вторичного использования и переработки. Миссия: функционирующая экономика замкнутого цикла для литий-ионных аккумуляторов.
В самом начале разговора он подчеркнул: «Наше внимание сосредоточено на безотходной экономике батарей. Мы хотим технологически составить карту всей цепочки создания стоимости, чтобы получить максимальную отдачу от батареи». Подход циркуномики явно основан на данных. Миллионы данных о батареях помогают команде определять состояние батареи, выявлять аномалии и прогнозировать срок ее службы.
Для проверки этих моделей компания Circunomics создала собственную испытательную лабораторию недалеко от Дармштадта. Там аккумуляторные элементы тестируются в реалистичных условиях — от минус 20 до плюс 60 градусов, с быстрыми циклами зарядки или длительными нагрузочными испытаниями. «Мы хотели не только разрабатывать модели, но и проверять их. В лаборатории мы старим аккумуляторы и сравниваем результаты с нашими анализами», — объясняет «Электроавто-Новости» технический директор компании.
На основе этих данных была разработана платформа, объединяющая широкий круг участников рынка — автопроизводителей, энергетических компаний, переработчиков и разработчиков хранилищ. «Наша главная задача — создать прозрачность. Доверие возникает только тогда, когда покупатели и продавцы имеют соответствующие данные», — говорит Ян. Батареи для вторичного использования, переработки и черная масса — черная масса для будущего производства батарей — уже торгуются на самой платформе.
Мы также говорили о развитии рынка. Первоначально рынок предполагал, что использованные батареи будут доступны быстрее. По оценкам Яна, сейчас мы отстаем от этих прогнозов на два-три года. Одна из причин: батареи служат дольше, чем многие ожидали. При этом наблюдается большой избыточный объём неиспользованных аккумуляторов — поскольку электромобилей продаётся меньше, чем планировалось. «Просто уничтожить эти клетки было бы кошмаром. Их нужно найти с пользой», — ясно сказал он.
Со стратегической точки зрения Ян рассматривает Circunomics как «единое окно для анализа, второй жизни и переработки». Цель состоит в том, чтобы охватить все этапы срока службы батареи. Он положительно оценивает новые правила ЕС по батареям и паспорт батареи, но хотел бы большей ясности в отношении применений вторичного использования: «Мы все еще находимся в серой зоне с точки зрения регулирования. Здесь нам нужны надежные рамочные условия».
В интервью он показал, как можно рассматривать экономику замкнутого цикла с практической точки зрения, основанной на данных. «Батарея обладает большим потенциалом, чем просто ее использование и последующая переработка», — резюмировал он. Хватит преамбулы – послушаем разговор.
Вы можете присылать мне по электронной почте вопросы об электронной мобильности, которые волнуют вас в повседневной жизни. Ответ на этот вопрос также может быть интересен другим слушателям подкаста. Как всегда: я конечно рад критике, комментариям и т.п. Так что смело обращайтесь, включая любые предложения по темам. И, конечно же, я буду очень рад положительному отзыву от выбранного вами провайдера подкастов! Спасибо.


