Зарядка американской Tesla в России (Европе, Азии)
Зарядка американской Tesla в России (Европе, Азии)

Зарядка американской Tesla в России (Европе, Азии)

Привезя удивительный электромобиль с другого континента — его нужно заряжать. Зарядиться можно везде, где есть электричество.

Но возможности будут ограничены вашим личным набором адаптеров (переходников) и возможностями электроники автомобиля.

Статья посвящена в основном Tesla Model3, но некоторые ее части относятся и к остальным моделям

Способы зарядки

Зарядки делятся на медленные — AC — переменным током, и быстрые (и не очень) — DC — постоянным током.

Если с личными мобильными зарядками обычно все просто — находишь обычную или силовую розетку и заряжаешься от родной зарядки, идущей в комплекте. То с остальными нужно немного разобраться.

От обычной розетки, где вы заряжаете телефон можно зарядить машину за ночь на 50%, чего хватит на 150-200 км. Но проводка должна быть надежной и обязательно нужно заземление.

К публичным медленным относятся Type1 и Type2 (есть и другие, но у нас их почти нет). Покупаешь кабель и переходник за 100-200$ и часами заряжаешься на них.

Для быстрой зарядки используется постоянный ток, который идет напрямую в батарею. В основном это Chademo, CCS2 и GB/T DC. Для зарядки американской Tesla — нужны переходники, а иногда и модернизация машины.

зарядки
заряд
Американский и Европейские варианты зарядного порта в Tesla

Мощность зарядки

У легковых автомобилей Tesla используется 400 вольтовая архитектура. У грузовика Tesla Semi — 1000 вольтовая. У некоторых европейцев — 800 вольтовая.

Мощность зарядки вычисляется перемножением Силы тока (Амперы) и Напряжения (Вольт).

Т.е. 50 кВт для Tesla — это 125А при 400В. Для Porsche Taycan 50 кВт — это 62А при 800В. Конечно там все намного сложнее и много нюансов, в том числе подведенная мощность, возможности преобразователя, ограничения кабеля станции к пистолету и т.д. Но на бытовом уровне это работает примерно так.

Площадь сечения кабеля ограничивает максимальную силу тока, которую через него можно пропустить. Но напряжение при этом можно пропустить почти любое. Т.е. при той же толщине зарядного кабеля от станции к машине для разных архитектур — разная максимально допустимая мощность. Этим и может объясняться, когда на станции заявляют 150 кВт, а она в Tesla выдает только 90-100 кВт. Порт ограничили на силу тока и на максимальную мощность — Tesla упирается в силу тока, а какой-нибудь Porsche в общую мощность.

Разнообразие стандартов и переходников

Chademo — японский стандарт, распространен во многих уголках мира. Сам стандарт поддерживает мощность до 200 кВт, но переходники от Tesla не позволяют пропустить больше 50 кВт.

Достаточно купить оригинальный переходник от Tesla за 700-1200$ и можно заряжать. Никаких дополнительных доработок делать не нужно.

CCS2 — европейский стандарт — дополнение для Type2. CCS1 — американский стандарт, дополняет Type1. В наших краях CCS1 — диковинка. Позволяет заряжать Tesla до 250 кВт (сам стандарт может больше — есть станции по 350+ кВт, но опять же при 800В архитектуре). В России пока нет станций мощнее 100-150 кВт для Tesla. Возможно настроят существующие, и они смогут и на Tesla с 400В выдавать свои заявленные 150 кВт.

В европейской Tesla для относительно свежих машин это родной разъем (для старушек тоже нужен переходник, но с CCS2 на Tesla SuperCharger EU в виде Type2). А вот для американок это совсем не родной — для некоторых достаточно переходника, но для выпущенных примерно до июля 2020 года — нужен и ретрофит — замена блока управления зарядным портом. Стоимость переходника от 200$ до 1000$. Оригинальные от Tesla существуют только для CCS1, которого у нас нет. Начали появляться переходники CCS1 => CCS2, их можно использовать с оригинальным переходником CCS1 => Tesla, но качество исполнения будет очень странным и не предсказуемым.

GB/T DC — китайский стандарт. Чем-то похож на Chademo, но другой. Спецификация позволяет заряжать на мощности под 300 кВт. В России активно устанавливаются станции с пистолетом под данный порт в виду планируемого импорта электромобилей из Китая. Но для американских или европейских Tesla пока (на конец 2022, начало 2023) нет переходников под данный разъем.

Ретрофит — возможность заряжать американские Tesla от CCS

Если на начало 2022 года мощность CCS и Chademo была равна, а в некоторых направлениях Chademo было сильно больше чем CCS, то к концу 2022 года сеть зарядных станций сделала скачок и мощность CCS выросла в 2-3 раза. У американок, выпущенных до июля 2020 года встает выбор — остаться на уже медленном chademo и довольствоваться 40-50 кВт, заряжаясь по 1.5-2 часа, либо выполнить модернизацию (retrofit) и получать по 100 кВт и заряжаться за 45-60 минут с 0 до 100%.

Убедиться, поддерживает ваша американская (в европейских такой надписи нет, т.к. там это стандарт по умолчанию) Tesla зарядку через CCS или нет — очень легко. В меню перейти на вкладку Программное Обеспечение => Дополнительная информация об автомобиле — если напротив «CCS поддержка адаптера» = Не установлено, то нужна модернизация. Если Включено, то повезло — нужно только подобрать переходник — и если эта опция включена с завода, то с высокой долей вероятности нужен переходник Gen4 — он же PLAID.

настр
Доступность зарядки через CCS в Tesla

Модернизация заключается в замене блока управления портом зарядки — PLC блока — на тот, который поддерживает протоколы CCS.

В начале 2022 года теславоду на американке нужно было делать выбор — либо CCS, либо Chademo + возможность открывать лючок с кнопки от штатных зарядок. Сообщество это не устраивало и теславоды всего мира искали пути решения — как сделать так, чтоб не пришлось ничем жертвовать. В феврале на форуме удалось найти этот способ — американские блоки нового поколения 1537264-00-B Gen4 поддерживающие и Chademo и CCS в паре с переходником для них, именуемым иногда как PLAID. Назвали то Ретрофитом 3.0.

Эти блоки стали ставить в машины примерно с июня-июля 2020 года, хотя иногда из-за дефицита ставили и другие — 1537264-80-B, у которых нет поддержки CCS. В таком случае достаточно поменять блок без каких-либо доработок. Т.е. с момента выпуска Model Y стали ставит новые блоки, но очень редкие Y остались без поддержки CCS.

1.5 года не было переходников для этих блоков и мало кто знал об их возможности. После обнаружения невероятной крутой функции — блоки взлетели со 180$ до 600-800$ и стали крайне дефицитными. На конец 2022 года в США их можно достать по ~400$ за штуку.

Но они имеют другую распиновку тех же штекеров и предполагают совсем другой зарядный порт, в котором есть подогрев. Поэтому для машин с Gen3 необходима доработка — замена порта, либо обманка, которую на форуме разработали, нашли все штекеры и выпустили в продажу на ebay за ~50$, где ее уже купили 370 раз. Это позволяет подключить блок нового поколения без хлопот.

В итоге ретрофиты делятся на 3 вида:

  1. Замена блока на европейский Gen3 — 1092744-82-B или 1092755-82-B
    Плюсы — не требует никаких доработок, появляется возможность зарядки через CCS
    Минусы — пропадает возможность зарядки через Chademo.
    Дополнительный дискомфорт — частоты радиокнопок на оригинальных «пистолетах» зарядок от Tesla и блоках — не совпадают, кнопка не работает — лючок не открывается по кнопке.
    Актуально только тем, кто использует Tesla Wall Connector или Tesla Mobile Connector. Кнопка открывала лючок зарядного порта и выполняла остановку зарядки, разблокировку порта. Иначе придется тыкать в грязный фонарь для открытия лючка и лазить в салон\приложение для остановки и\или разблокирвоки порта.
    Для зарядки требуется переходник Gen3 — стандартный.
  2. Замена блока на американский Gen4 — 1537264-00-B
    Плюсы — появляется поддержка CCS, сохраняется поддержка Chademo, сохраняется работоспособность кнопки.
    Минусы — для машин до июля 2020 требуется доработка — замена порта или пучок проводов с обманкой.
    Для зарядки требуется переходник Gen4, он же PLAID.
  3. Замена блока на европейский Gen4 — 1537264-20-B
    Если не удалось найти американский блок — то можно попробовать данный экзотический способ.
    Плюсы — появляется поддержка CCS, сохраняется поддержка Chademo
    Минусы — для машин до июля 2020 требуется доработка (см. п. выше), кнопка оригинальных зарядок Tesla не работает.

Более наглядно о достоинствах и недостатках каждого способа модернизации в таблице ниже.

табл
Таблица распространенных блоков для Tesla Model 3 + Model Y и возможности их использования

Для себя выбрал вариант без компромиссов, т.к. бываю в местах, где есть только Chademo в радиусе 200 км. Поэтому переходник пока прибережем на такие случаи. А еще бывают случаи, когда CCS не работает или выдает 20-25 кВт против 47 по Chademo на той же станции (GreenDrive «порадовал» под Воронежем).

В мире встречаются и другие блоки управления для Model 3 и Model Y, а так же есть блоки для Model S и Model X — 1495149-00-A и 1495114-00-C. Перечислены только те, информацию о которых удалось собрать. Так же Tesla может выпустить в любой момент обновленную ревизию или изменения в виде нового блока текущей ревизии.

Как менять блок — можно найти в поисковике. Если кратко — то открываем капот, багажник, заднюю правую дверь, опускаем окна — все это работает от электричества, после обесточивания машины открыть не выйдет. Отключаем питание на экране, отключаем силовую батарею под задним правым сидением, отключаем 12-вольтовый аккумулятор под капотом. Не в коем случае не закрываем капот — открыть без 12-вольтовой батареи его не выйдет — придется повозиться. Разбираем обшивку слева в багажнике, отключаем блок, откручиваем винт на 10. Меняем на новый, собираем всё назад. Подключаем 12-вольтный аккумулятор под капотом, затем силовую батарею. Машина начнет загружаться. Но после замены — уехать на ней никуда не выйдет.

Где купить блоки — авито или барахолка теславодов в Telegram — искать по парт номеру 1537264-00-B

Где купить пучок проводов — в идеале чтоб был в комплекте с блоком, либо на ebay, либо сделать самому. Но он нужен только на машины с Gen3 портами\блоками в оригинале.

Прошивка машины после смены блока

Поменять блок занимает минут 10-15 при должной сноровке. Но далее необходимо выполнить переустановку ПО самой машины. Самый лучший вариант — когда вам прилетает новая версия, вы ее скачали, но перед установкой поменяли блок управления зарядным портом. При установке новой версии — машина пере конфигурируется и примет новый блок.

oshibki
После замены блока и запуска машины — получаем ошибки. Слева доступные из оповещений, справа доступны из сервисного режима.

Но если обновления нет, а блок поменять очень надо — то выход есть — в сервисном режиме доступна возможность принудительной переустановки текущей версии ПО. Но войти в него не всегда удается.

На вкладке Программное обеспечение удерживаем несколько сек пальцем на экране на названии модели — после чего появляется экран ввода пароля — нужно ввести SERVICE. Если вокруг экрана появилась красная рамка — удача, вам удалось войти в сервисный режим. Если ничего не произошло — то придется использовать другие способы:

  1. Попробовать создать WiFi сеть с названием Tesla Service и подключить к ней машину, после чего повторить ввод пароля. Скорее всего этот способ не работает, но слухи ходят что помогает.
  2. Найти ребят, у кого есть в доступе ToolBox, подключить Ethernet кабель к машине (за бардачком в очень неудобном месте) и к своему компу. Ребята подключаться удаленно и всё сделают.
  3. Найти сервис, который сможет подключиться через ToolBox и выполнить переконфигурацию машины.
  4. Выполнить сброс машины до заводских настроек, что переместит машину в США — она будет думать что находится на заводе и только что сошла с конвейера. С радостью принимает пароль SERVICE и переходит в сервисный режим.
    Но у этого последнего способа есть один серьезный минус — сбрасываются абсолютно все настройки, все ваши профили, вся ваша история точек зарядки на карте, авторизации в сервисах типа Spotify, и для обладателей автопилота — возможность включить навигацию на автопилоте и распознавание светофоров — для их включения придется гнать машину в регионы, где эта функция доступна, или использовать устройство глушилку GPS, которое переместит вас в нужную точку мира, или найти талантливых ребят, которые смогут покопаться в конфигах и включат эти пункты вновь.
nastroiki
После сброса до заводских можно остаться без контроля светофоров — это значит, что автопилот не будет смотреть на красный и поедет дальше.

Меня постигла эта проблема — сбросил до заводских еще раз, переустановил ПО, пошла калибровка камер, сразу удалось включить пункт Предпросмотра визуализации полного самоуправления, а по завершению калибровки камер — все остальные. Повезло

nastroiki1
Калибровка камер и возвращение светофоров

Битва переходников CCS

У американки свой родной порт и для зарядки от CCS2 обязательно нужен переходник. Их на рынке сейчас великое множество на любой вкус и кошелек.

Если в переходнике Chademo есть электроника и он стоит у Tesla около 500$, то в переходнике на CCS есть только кусок пластика, пару сотен грамм металла и иногда термореле. У Tesla в Канаде переходник на CCS1 стоит около 250$. Самоделки для CCS2 продают от 200$ до 1000$. Некоторые печатают на 3D принтере, другие фрезеруют из цельного куска термопластика, третьи отливают из формы. Уровень некоторых дорос до фабричного производства.

Есть уже варианты переходников с CCS1 на CCS2 — чтобы можно было использовать оригинальные переходники от Tesla, но внутри у таких самоделок из Китая будет не лучше чем у остальных самоделок, а скорее даже хуже. Да и зачем городить зарядку из пачки переходников — слишком много посредников.

origperhodnik
Оригинальный переходник CCS1 => Tesla. То, к чему должны стремиться все самоделки.

Ниже критерии выбора, которые я вывел для себя лично. Возможно кому-то они будут полезны в выборе своего переходника мечты. Некоторые пункты могут вызвать недовольство производителей и продавцов, когда их переходник не проходит этот критерий. Но это мои личные критерии и никому их не навязываю.

  1. Материал корпуса
    В идеале — корпус вырезан фрезой из куска качественного пресованного термостойкого пластика или вылит из такого же качественного термостойкого пластика.
    Встречаются из белого пластика или напечатанные на 3D принтере — такой корпус не лучший выбор — при зарядке переходник греется и пластик при перегреве может не выдержать. После инцидентов с белыми переходниками — некоторые их производители стали обливать их черным пластиком. Фото погорельца из такого пластика ниже.
  2. Контактная группа.
    В идеале — медь или латунь, покрытые серебром (гальваника). Т.е. цвет контактов должен быть не желтым, а серебристым.
    По проводимости на первом месте серебро, на втором медь (92% от серебра), затем золото (62% от серебра) и алюминий (59% от серебра). Латунь — это сплав меди и других металлов для прочности. Обычно никто не пишет про металлы в переходнике, т.к. никто из покупателей все равно не разбирается, на что это влияет. Но это один из самых важных параметров — по металлу бежит ток, если металл плохой, его мало или плохо соединяется с другими компонентами — он будет греться, а нагрев металла перейдет на пластик, который при плохом качестве потечет, и в итоге контакты замкнут — будет бум.
  3. Качество сборки и исполнения
    Все контакты должны быть идеально подогнаны под зарядный порт и его контакты, а так же под пистолет — при плохом контакте — будет перегрев. Используются уплотнители для предотвращения проникновения воды внутрь. Для прижима к контактам на стороне порта зарядки — в идеале «пружины», но используют и уплотнительные кольца.
    В некоторых переходниках есть электрод по центру на стороне Tesla разъема, а так же пластиковые наконечники на силовых контактах.
  4. Термореле
    Спасает от перегрева — размыкает управляющий контакт, что приводит к отключению силовой линии со стороны станции. Актуален на переходниках с плохой контактной группой, а также для мощных станций от 100-150 кВт, которых пока нет в России, но уже есть в Беларуси.
  5. Универсальность
    Только CCS2 или CCS2 + Type2. В универсальном при использовании Type2 на силовых контактах CCS подается ток — обязательно нужна заглушка, но даже с ней — опасен для любопытных рук. Очень удобен на станциях Type2 с кабелем, если у вас нет отдельного переходника Type2 => Tesla. Но большинство станций Type2 с розетками и от кабеля Type2 никак не отказаться.
  6. Ревизия
    Для блоков управления портом Gen3 или Gen4 (PLAID). Gen3 и Gen4 используют разные сигнальные контакты. У Gen4 — правый контакт, Gen3 — левый контакт. Если переходник Gen3 без переключателя и у него есть оба контакта, то умелые руки его могут переделать в Gen4.
  7. Переключатель ревизий
    Позволяет переключаться между Gen3 и Gen4 — переключает управляющий контакт с левого на правый и наоборот.
    Если у вас нет необходимости использовать переходник на нескольких машинах с разными ревизиями блоков — то переключатель вам не нужен.
    Если переключатель находится вверху — то в дождь через него может затечь вода, что может вызвать короткое замыкание и вытекающие из этого последствия.
    Встречаются переходники, где на переключателе изображено переключение с переменного на постоянный ток — такого не бывает. Производитель и продавец не понимают что они делают и продают. Если вдруг все таки переключение с Genз на Gen4 влияет на зарядку переменным током — напишите об этом — очень интересно узнать — как?
    Есть еще слух, что переходники с переключателем можно легко украсть из машины, если переключить с Gen4 на Gen3. Провел эксперимент — на блоке Gen4 — если машина открыта, то смена режима переходника приводит к разблокировке переходника и его можно достать. Но если же машина закрыта — то переходник после переключения режима достать не выйдет. Попробуйте на своем переходнике повторить эксперимент на закрытой машине. Получилось унести переходник? Тогда стоит избавиться от возможности переключения, пока кто-то другой не избавил вас от переходника.
  8. Блокировка пистолета
    Полезная и опасная функция. Полезна тем, что никто не сможет достать пистолет из переходника, а значит не прекратит вашу зарядку. На очень мощных зарядках в теории может произойти дуга — но маловероятно за счет того, что управляющий контакт короче, размыкается первым и станция тут же отключает подачу по силовой линии.
    Опасен тем, что обычно блокировка находится сверху, и через нее в дождь может затечь вода внутрь переходника, что может вызвать короткое замыкание. Такое уже случалось на переходниках Type2 Super Charger => Tesla для Chademo с блокировкой вверху. 
    В оригинальных переходниках от Tesla на CCS1 блокировка есть, но она сделана совсем по другому — она скрыта, дождь ей не страшен.
  9. Гарантия и цена
    Покупая переходник у неизвестного продавца или на том же Aliexpress — мы не имеем никакой гарантии. Покупая у продавца, занимающегося этим профессионально — гарантию могут обещать только на честном слове. Юридически — без кассового чека вы не сможете в суде или еще где-то доказать, что купили именно у него. Это будет очень сложно.
    Поэтому используя переходник — все риски вы берете на себя.
    От чего стоит задуматься и выбрать правильный по вашему мнению адаптер за адекватную для вас цену у продавца, которому вы готовы поверить и доверить зарядку вашего любимого авто.
    Себестоимость материалов переходника — несколько десятков баксов. Все остальное берут за работу, посредничество и возможно за гарантию. Кто-то делает очень крутые продуманные до мелочей переходники, уверен в них на все 100% и дает пожизненную гарантию, а кто-то завышает цену, откладывая излишки на гарантийные случаи, которые бывают, но довольно редко. А кто-то просто ломит цену и обещает гарантию только на словах или вовсе не обещает.

Альтернатива переходникам

Можно обойтись и без переходника, но кое чем придется жертвовать.

Вариант 1. Переделать американку в европейку в части зарядки — на полноценные 3 фазы, европейский зарядный порт CCS2 + Type2. Идеальное решение. Минус только в цене вопроса — 3000$.

Вариант 2. Заменить только зарядный порт на европейский. Оригинальный — редкость и дорого. Но теславоды Крыма (и не только они) нашли способ производства зарядного порта в Китае. Из минусов — теряете возможность заряжать от оригинальных зарядок Tesla и Chademo, максимальная мощность от переменного тока падает с 11 до 7 кВт. Из плюсов — больше никаких переходников. Цена вопроса пока не известна.

Что внутри переходников

Некоторые продавцы готовы делиться фотографиями своих переходников изнутри, чтоб показать, на сколько там всё надежно.

Белорусский универсальный переходник

Цена с появление конкурентов снижается — с 650$ до 480$ — 33 000 руб на начало января 2023 г. Продает его в тесла сообществе AN0NYMOUS007

Хорош практически во всем. Хорошая цена среди универсальных переходников. Хороший запас мощности — выдерживает 250 кВт — ребята утверждают что проверяли на зарядках в Европе.

Латунь, покрыта серебром, термореле, отличный термопластик, уплотнительные кольца, стягивающие пружинки, скрытое переключение между Gen3 и Gen4. Для идеала не хватает только пластиковых наконечников на контактах и электрода внутри на стороне Tesla разъема.

beloruspereh
Белорусский универсальный адаптер в разборе от @AN0NYMOUS007

Украинские переходники

Разобран совсем простой переходник — в этом можно убедиться по фото.

ukrainsk
Украинский переходник в разборе

Китайские заводские переходники разных поколений и сборок

Их большое количество и сложно отделить одни от других и понять что внутри.

Цена начинается от 200$ в России и Беларуси, и от 300$ на Aliexpress.

Заводское производство, посеребренная латунь, пластиковые наконечники со стороны силовых контактов CCS (чего очень не хватает в универсальных 2в1 для безопасности), есть электрод со стороны Tesla разъема. В некоторых комплектациях может отсутствовать термореле. Переходники уже разошлись большой партией.
Но не все довольны сборкой. Заказывают комплектующие и проводят тщательную сборку в России и Беларуси.

Если станция надежная и проверенная, то такого переходника вполне должно хватать на наши станции в 100 кВт. Но помните, что использование переходников — это наш с вами риск, какой бы надежный на вид он не был.

Переходники в фотографиях

Когда используется переходник через переходник, да еще и когда один из них не очень, то этот не очень может подвести. Chademo европейксий доступен и дешевле, им можно заряжать американки, но тогда нужен переходник с Tesla на Type2 Supercharger. Ниже несколько печальных фото его использования — золотистое на пластике — это латунь расплавилась.

sgorevshi
Белые переходники, крашенные в черный — Supercharger EU Tesla. «Сгорел на работе»

Переходники CCS2 с блокировкой и переключателем

На первый взгляд крутое решение — блокировка пистолета в переходнике, пока не вытащить его из Tesla. но есть и минус верхних блокировок — вода рано или поздно в дождь найдет путь и закоротит его. Стоит быть осторожным при его использовании в дождь. Лучше если блокировки были бы по бокам (CCS пистолеты это позволяют).

Так же автор переходника с наружним переключателем обозначает его странно — как переключатель с переменного на постоянный ток, чего не бывает. Еще говорят что именно такой переходник с нижним переключателем очень легко украсть, но это слух. Давайте проверим его и подтвердим или опровергнем.

sknopkoi
Блокировка пистолета — классно, но есть риск затекания воды в дождь внутрь, т.к. блокировку сверху и никак не прикрыта. Переключение режимов с Gen3 на Gen4, обозначенную как переключение с постоянного на переменный ток.

Setec переходник со встроенным ретрофитом

Setec переходник с CCS1 на Tesla, а иногда и переделанные с CCS2 на Tesla. Встречается не часто ввиду высокой цены. Но CCS1 — это американский континент. Нам нужен переходник с CCS1 на CCS2 — это либо шланг как на фото слева или мини переходник как на фото справа. Аналог Chademo — по мощности потолок 125А (50 кВт) для 3\Y и 200А (80 кВт) для S\X.

setec
Setec переходник с двумя вариантами переходника CCS1 => CCS2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments (0)

Новые подборки

Станции зарядки автомобилей, электрозаправки, СЗУ на карте и по адресам.
Электрозаправки РФ © 2023. Все права защищены. ePN
Новые заявления